Форум » ПРАКТИКА ЯСНОВИДЕНИЯ » Пробуждение аджня-чакры (третий глаз) » Ответить

Пробуждение аджня-чакры (третий глаз)

Priroda: Аджня напрямую связана с муладхара-чакрой. Если пробуждение когда-либо имеет место в аджня-чакре, то вначале оно происходит в муладхара-чакре. И все, что происходит в муладхаре, должно передаваться к аджня-чакре. - Парамахамса Сатьянанда Сарасвати Теперь мы можем начинать медитировать на аджня-чакре, так называемом "третьем глазе". Таким образом, мы входим в сферу системы шести чакр, которой посвящен классический тантрический текст "Шат-чакра-нирупана". Аджню, или "третий глаз", обычно соотносят с шишковидной железой по причинам функционального характера: •Шишковидная железа чувствительна к свету. •Шишковидная железа регулирует процессы полового созревания (прямая связь с комплексом "свадхиштхана - муладхара"). •Филогенетически шишковидная железа связана с третьим рудиментарным глазом, который у некоторых видов пресмыкающихся находится на макушке головы. •Некоторые секреции шишковидной железы регулируют циклы сна и бодрствования и имеют отношение к измененным состояниям сознания. Столь же часто аджшо соотносят с гипофизом: •Гипофиз анатомически расположен близко к переносице (в "турецком седле" клиновидной кости), между глаз. •Гипофиз считается "железой-хозяином", контролирущей большинство желез (чакр?), расположенных ниже ее. •Гипофиз функционально влияет на созревание и деятельность половых желез. •Анатомически гипофиз состоит из двух долей, передней и задней, которые напоминают два "крыла", или лепестка (санскр. дала) аджня-мандалы. Поскольку любая чакра - это всего лишь образ для фокусирования внимания, не имеет особого значения, к какой железе ее "приписывать". Я бы выдвинул предположение, что с аджней связаны обе вышеупомянутые железы. Если вам интересно в этом разобраться, то придется погрузиться в анатомию и физиологию мозга и обратить особое внимание на гипоталамус и таламус. Полная мандала каждой чакры включает в себя бога, богиню, элементальное божество (присутствующее в неявной форме - например, огненный бог Агни скрыт присутствует в манипуре), символическое животное, янтру, биджа-мантру, санскритские буквы на лепестках (дала-мантру). Все это является своего рода хранилищем информации, которую может считывать посвященный. (Классические цветные мандалы шести чакр с эзотерическими тантрическими комментариями приводятся в моей книге "Экстаз через Тантру".) Концентрация на аджне - это "царская дорога" к бессознательному, особенно если предварительно практиковалась медитация на предыдущих чакрах. Медитация делится на две стадии: •Внутренняя чакра-дхарана с использованием тратака. •"Медное" дыхание. Когда вы медитируете на аджне, как и в случае смерти, невозможно заранее рассказать, что с вами произойдет. Опыт - ваш лучший (или даже единственный?) учитель. ПРЕДВАРИТЕЛЬНАЯ ИНФОРМАЦИЯ Санскритское слово аджня означает "командный центр". Это место, где мы со всем нашим сознанием поклоняемся Гуру-Атману, или Высшему "Я", и получаем от него указания. Элемент, связанный с аджней - манас, или "содержание ума", сама энергия сознания. Биджа-маптра - "утерянное слово" ОМ. Янтра, символизирующая аджню, - крылатый круг (шар), эмблема воображения, которое может "летать" повсюду, не зная ограничений пространства и времени. Другие, более традиционные, янупры изображают треугольник, расположенный вершиной вниз (как в мандолах муладхара- и мапипура-чакр) и символ ОМ на золотом диске. Обратите внимание, что на далах, или лепестках (они же крылья) надписаны санскритские буквы ХАМ и КШАМ, представляющие солнце и луну, разум и тело, иду и пингалу, - все они сходятся вместе в аджне, у переносицы. Нашим символом, с которым мы будем выполнять тратак, будет черный круг с крыльями (напоминающий навершие кадуцея Гермеса); когда вы закроете глаза, это изображение превратится, естественно, в белый крылатый тар. Техника внутренней чакра-дхараны для аджни 1. Сядьте поудобней в медитационную позу - со скрещенными ногами на полу, либо, опустив ноги, на стуле, - так, чтобы вы могли, не меняя позы, дотянуться до выключателя яркой настольной лампы. 2. Расположите янтру для внутренней аджня-чакра-дхараны на уровне глаз или на коленях. 3. Пристально, немигающим взглядом смотрите на белую бинду, точку в центре черного круга (делать это надо одну-две минуты), пока вокруг крылатого круга не начнет появляться белый ореол (аура); сам черный цвет может начать светлеть. 4. Во время выполнения тратака мысленно повторяйте биджа-мантру ОМ, сопрягая ее с вдыханием (ООООО) и выдыханием (МММММ). ООООО втекает в аджню при вдыхании, а МММММ вытекает через нее наружу при выдыхании. 5. Когда аура станет отчетливой, одновременно выключите лампу и закройте глаза. Продолжайте безмолвно повторять биджу ОМ, как в шаге 4, и в то же время "мягко" смотрите мысленным взором через лоб и закрытые глаза. Постепенно перед вашим мысленным взором будет появлятся, как бы всплывая среди темного пространства, белый круг с крыльями. Наблюдайте за этим кругом, фокусируя на нем все свое внимание и стараясь различать остаточное изображение как можно дольше. 6. Когда же это остаточное изображение совершенно исчезнет, восстановите его с помощью своего воображения и удерживайте между вашими двумя физическими глазами, продолжая выполнять медитацию с биджа-мантрой. Делать это можно до двадцати минут. После одной - двух недель практики можно будет обходиться без предварительной концентрации на внешней аджня-дхарана-таттве и выполнять сразу внутреннюю чакра-дхарану, визуализируя крылатый круг в области лба и сосредоточиваясь на синхронизации биджа-манпгры ОМ с дыханием. Внешняя чакра-дхарана создает остаточное изображение, которое служит, как я это называю, психофизиологическим фиксатором внимания. Свами Сатьянанда рекомендовал нам отмечать точку аджни (примерно там, где индийские женщины рисуют себе красный кружок) слюной. У слюны как раз такая вязкость, чтобы при высыхании долго давать ощущение прохлады, помогая концентрироваться на этой точке. Практика создания остаточных изображений всех таттв, ускоряет контакт с архетипами бессознательного. Преимущества внутренней аджня-чакра-дхараны Практика внешнего тратака включает в себя определенную кондиционирующую процедуру, которая быстро избавляет вас от стресса. Внутренняя практика дает еще большие преимущества: почти в любое время и в любом месте вы можете закрыть глаза и быстро вызвать у себя измененное состояние сознания, сфокусировав внимание на янтре с крылатым кругом и координируя биджа-мантру ОМ со спонтанным ритмом дыхания: вовнутрь - ООООО, наружу - МММММ. Это ИСС отмечается физическими знаками, сопровождающими каждый уровень: 1. Расслабленное бодрствование: субъективное чувство удовлетворения с потеплением рук и ног, замедление дыхания, повышение порога Гальванической реакции кожи, снижение кровяного давления. Рис. 1. Биджа-мантра аджни и дыхание 2. Сон со сновидениями: БДГ , мгновенное расслабление мышц шеи, приводящее к "клеванию носом", появление различных образов, сюжетных сновидений и психоделических цветных картин. 3. Глубокий сон без сновидении: часто сопровождается храпом. Но и в этом состоянии можно оставаться осознающим - в йоге это называется турийя.

Ответов - 1

малика: а можно прекратить храп?



полная версия страницы